1.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
Рабочая программа
общеобразовательной дисциплины –
физика разработана на основе примерной
программы по общеобразовательной
дисциплине - Физика для НПО и СПО.
-
Приказ Минобнауки РФ от 29.05.2007г. № 03-1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Комитета образования ЕАО
-
Приказ ОГПОБУ «СХТ» на 2016-2017 учебный год.
Специальность:
Элективный курс "Нетрадиционные способы решения задач"
Пояснительная
записка
Программа
составлена на основе рекомендаций по
составлению рабочих программ от
25.02.2013г. и положения о предметном
элективном курсе с учетом базисного
плана на 2013-2014 учебный год.
Программа
элективного курса «Нетрадиционные
способы решения задач» предназначена
для учащихся 10 класса.
Основная
функция элективного курса:
- поддержка профильного обучения для профильной школы;
- поддержка предпрофильного уровня для образовательной школы.
Проблема
введения профильного обучения стала
актуальной. Подготовить учащихся новым
методам решения задач на базовом уровне
невозможно, а запрос от учащихся ежегодно
имеет место по двум основным причинам:
выбор ЕГЭ по физике и продолжение
обучения в технических ВУЗах.
Данный
элективный курс предлагает способы
решения задач, которые либо не используются
в базовом курсе физике, либо используются
для индивидуальных занятий.
Образовательные
цели курса:
Освоение
учащимися
новых нетрадиционных способов решения
задач.
Поддержка
к продолжению образования в ВУЗах.
Базовый уровень изучения физики не
рассчитан на подготовку учащихся к
продолжению образования в вузах
физико-технического профиля, а
соответствующая учебная нагрузка может
обеспечить усвоение необходимого объема
знаний, но не может обеспечить системность
знаний и формирование умения решать
задачи по физике.
Помощь для
сдачи ЕГЭ по физике, используя новые
способы решения задач по физике.
Формирование
интереса и познавательной мотивации
при обучении физики.
Развитие
навыков теоретического мышления и
творческого поиска.
Основные
задачи:
- Расширение и углубление знаний по физике.
- Знакомство с нетрадиционными методами решения задач.
- Развитие способностей анализировать результаты при решении задач.
- Систематически осуществлять связь теории с практикой решения задач.
- Подбор способов, которые при использовании не требуют больших затрат времени.
- Систематизация методов решения задач, более широкое использование математического аппарата.
- Развитие умения моделировать и творчески мыслить
- Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
- Повторение основных понятий через решение задач.
Планируемый
результат:
1. Умения
ставить перед собой задачи, решать их,
представлять полученные результаты.
2. Успешная
самореализация учащихся в учебной
деятельности.
3. Системность
знаний по всем основным содержательным
разделам курса физики: механика,
молекулярная физика и термодинамика,
электродинамика, элементы СТО и квантовая
физика.
Программа
курса
составлена с учетом основного курса
физики. Подбор задач осуществляется на
углубление и расширение
знаний
по физике. Содержание курса позволяет
ознакомить учащихся с новыми методами
решения задач по механике, молекулярной
физике и электродинамике.
Организация
оценивания учащихся:
- Использование систем самооценки и взаимооценки учащихся.
- Диагностика достижений учащихся по результатам выполнения заданий по степени самостоятельности решения задач, по активности участия в работе группы, по представлению полученного результата (свой метод решения задач)
- Итоговый зачет на самостоятельное определение метода и получение дополнительного результата при решении задач.
Критерии
оценки по курсу:
Балл
|
|
Самооценка
|
|
Взаимооценка
|
|
Оценка учителя
|
|
Средний балл
|
1 балл- посещены все занятия, но пассивное участие в них;
2 балл- активное участие в работе курса;
3 балла- объем выполнен полностью, представили презентацию задачи, нашли новый способ решения.
Методы
обучения:
- личностно - деятельностный подход в обучении;
- лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.
Форма
занятий: краткое изложение
учителем сути конкретного метода и
приемов решения задач; его применение,
самостоятельная работа в группах ( в
парах сменного состава, обобщение
знаний).
Предполагаемая продолжительность занятия - 1 час. Продолжительность курса – 17 час.
Предполагаемая продолжительность занятия - 1 час. Продолжительность курса – 17 час.
Учебно
– тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
Содержание | Примечание |
1. | Метод отношений четных и нечетных чисел | 2 | 1.Понятие метода отношений. 2.Демонстрационный эксперимент «Равноускоренное движение» 3.Решение задач. |
Учебник физика-9
Перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении(§8) |
2. | Графический и табличный способы решения задач. | 2 | 1.Табличный метод решения задач по
кинематике. 2. Графический метод в кинематике и молекулярной физике |
Использование
рекомендаций Г.С.Лукиной
Поиск задач по ЦОР |
3. | Метод обратимости и зеркальных отображений. | 2 | 1.Понятие обратимости. 2.Примеры обратимости в разделах физики. 3.Примеры решения задач. |
Приложение,
Задачи сети Интернет |
4. | Векторный способ решения задач | 2 | 1.Повторение правила действия с
векторами. 2.Их применение в решении задач по кинематике. |
Повторение проекций для векторов |
5. | Метод рационального выбора системы отсчета | 2 | 1.Показать целесообразность выбора системы отсчета на примере решения конкретных задач по динамике. | Движение тел под углом к горизонту, наклонной плоскости и т.д. |
6. | Использование принципа условий равновесия твердого тела. | 2 | 1.Условие равновесия тела не имеющих
оси вращения и их применение для
решения задач. 2.Понятие центра масс твердого тела. 3.Теорема о движении центра масс |
Рекомендации
Г.С.Лукиной.
Задачи сети Интернет |
7. | Использование закона сохранения | 2 | Роль законов сохранения в процессе
познания физических форм движения
материи 1.Закон сохранения импульса и его применение для решения задач 2.Закон сохранения энергии и его применение к решению задач. |
Рекомендации
Г.С.Лукиной.
|
8. | Методы расчета электрических цепей. | 2 | 1.Знакомство с правилами Кирхгофа
и их применение для решения задач. 2.Метод расчета эквивалентных схем. |
Рекомендации
Г.С.Лукиной.
Задачи сети Интернет |
9. | Зачетное занятие (групповое) | 1 |
Презентация задачи:
метод, которого не определен; защита
целесообразно выбранного метода.
|
Основы оформления презентаций с использованием собственной графики |
4.
Умения:
- применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;
- применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;
- понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
- планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез;
- объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;
- анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований;
- анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты;
- представлять решение задач, используя ИКТ(презентация, графика);
- использовать ресурсы сети Интернет через поисковые системы;
- решать задачи различного уровня сложности.
Библиография
- Лукина, Г.С. Методические рекомендации по физике. Часть 1, 2./Г.С.Лукина. – Хабаровск.: Издательство ХГТУ, - 1994.-78с.
- Лукина, Г.С. Сборник задач по физике. /Г.С.Лукина. – Хабаровск.: Издательство ХГТУ, - 1994.-151с.
- Фирганг, Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М.: Высшая школа. -1977.-351с.
- Балаш, В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.- 211с.
- Хендель,А. Основные законы физики./Альфред Хендель. М.: Издательство физ.-матем.литературы, -1958. – 276с.
- Александров Д, «Векторные уравнения в кинематике» журнал «Квант» № 2 1991г., стр. 59
- Бодик В.А. Стрешинский И.Я. «О графическом способе решения некоторых физических задач», журнал «Квант» №4, 1987г., стр. 49.
- Зильберман А.Р.«Расчет электрических цепей» журнал «Квант» № 8 1989 г., стр. 58.
Комментариев нет:
Отправить комментарий