ОГПОБУ "Политехнический техникум"

Рабочие программы

1.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины – физика разработана на основе примерной программы по общеобразовательной дисциплине - Физика для НПО и СПО.
  • Приказ Минобнауки РФ от 29.05.2007г. № 03-1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказ Комитета образования ЕАО
  • Приказ ОГПОБУ «СХТ» на 2016-2017 учебный год.
Специальность:

Элективный курс "Нетрадиционные способы решения задач"
Пояснительная записка
Программа составлена на основе рекомендаций по составлению рабочих программ от 25.02.2013г. и положения о предметном элективном курсе с учетом базисного плана на 2013-2014 учебный год.
Программа элективного курса «Нетрадиционные способы решения задач» предназначена для учащихся 10 класса.

Основная функция элективного курса:
  • поддержка профильного обучения для профильной школы;
  • поддержка предпрофильного уровня для образовательной школы.
Проблема введения профильного обучения стала актуальной. Подготовить учащихся новым методам решения задач на базовом уровне невозможно, а запрос от учащихся ежегодно имеет место по двум основным причинам: выбор ЕГЭ по физике и продолжение обучения в технических ВУЗах.
Данный элективный курс предлагает способы решения задач, которые либо не используются в базовом курсе физике, либо используются для индивидуальных занятий.

Образовательные цели курса:
Освоение учащимися новых нетрадиционных способов решения задач.
Поддержка к продолжению образования в ВУЗах. Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике.
Помощь для сдачи ЕГЭ по физике, используя новые способы решения задач по физике.
 Формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики.
Развитие навыков теоретического мышления и творческого поиска.

Основные задачи:
  • Расширение и углубление знаний по физике.
  • Знакомство с нетрадиционными методами решения задач.
  • Развитие способностей анализировать результаты при решении задач.
  • Систематически осуществлять связь теории с практикой решения задач.
  • Подбор способов, которые при использовании не требуют больших затрат времени.
  • Систематизация методов решения задач, более широкое использование математического аппарата.
  • Развитие умения моделировать и творчески мыслить
  • Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
  • Повторение основных понятий через решение задач.

Планируемый результат:
1. Умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты.
2. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
3. Системность знаний по всем основным содержательным разделам курса физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, элементы СТО и квантовая физика.
Программа курса составлена с учетом основного курса физики. Подбор задач осуществляется на углубление и расширение знаний по физике. Содержание курса позволяет ознакомить учащихся с новыми методами решения задач по механике, молекулярной физике и электродинамике.

Организация оценивания учащихся:
  • Использование систем самооценки и взаимооценки учащихся.
  • Диагностика достижений учащихся по результатам выполнения заданий по степени самостоятельности решения задач, по активности участия в работе группы, по представлению полученного результата (свой метод решения задач)
  • Итоговый зачет на самостоятельное определение метода и получение дополнительного результата при решении задач.
Критерии оценки по курсу:

 Балл
Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Средний балл


1 балл- посещены все занятия, но пассивное участие в них;
2 балл- активное участие в работе курса;
3 балла- объем выполнен полностью, представили презентацию задачи, нашли новый способ решения.

Методы обучения:
  • личностно - деятельностный подход в обучении;
  • лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.
Форма занятий: краткое изложение учителем сути конкретного метода и приемов решения задач; его применение, самостоятельная работа в группах ( в парах сменного состава, обобщение знаний).
Предполагаемая продолжительность занятия - 1 час. Продолжительность курса – 17 час.

Учебно – тематический план
Тема Кол-во
часов
Содержание Примечание
1. Метод отношений четных и нечетных чисел 2 1.Понятие метода отношений.
2.Демонстрационный эксперимент «Равноускоренное движение»
3.Решение задач.
Учебник физика-9
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении(§8)
2. Графический и табличный способы решения задач. 2 1.Табличный метод решения задач по кинематике.
2. Графический метод в кинематике и молекулярной физике
Использование рекомендаций Г.С.Лукиной
Поиск задач по ЦОР
3. Метод обратимости и зеркальных отображений. 2 1.Понятие обратимости.
2.Примеры обратимости в разделах физики.
3.Примеры решения задач.
Приложение,
Задачи сети Интернет
4. Векторный способ решения задач 2 1.Повторение правила действия с векторами.
2.Их применение в решении задач по кинематике.
Повторение проекций для векторов
5. Метод рационального выбора системы отсчета 2 1.Показать целесообразность выбора системы отсчета на примере решения конкретных задач по динамике. Движение тел под углом к горизонту, наклонной плоскости и т.д.
6. Использование принципа условий равновесия твердого тела. 2 1.Условие равновесия тела не имеющих оси вращения и их применение для решения задач.
2.Понятие центра масс твердого тела.
3.Теорема о движении центра масс
Рекомендации Г.С.Лукиной.
Задачи сети Интернет
7. Использование закона сохранения 2 Роль законов сохранения в процессе познания физических форм движения материи
1.Закон сохранения импульса и его применение для решения задач
2.Закон сохранения энергии и его применение к решению задач.
Рекомендации Г.С.Лукиной.

Приложение
8. Методы расчета электрических цепей. 2 1.Знакомство с правилами Кирхгофа и их применение для решения задач.
2.Метод расчета эквивалентных схем.
Рекомендации Г.С.Лукиной.
Задачи сети Интернет
9. Зачетное занятие (групповое) 1
Презентация задачи: метод, которого не определен; защита целесообразно выбранного метода.


Основы оформления презентаций с использованием собственной графики

4. Умения:
  • применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;
  • применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;
  • понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
  • планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез;
  • объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;
  • анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований;
  • анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты;
  • представлять решение задач, используя ИКТ(презентация, графика);
  • использовать ресурсы сети Интернет через поисковые системы;
  • решать задачи различного уровня сложности.
Библиография
  1. Лукина, Г.С. Методические рекомендации по физике. Часть 1, 2./Г.С.Лукина. – Хабаровск.: Издательство ХГТУ, - 1994.-78с.
  2. Лукина, Г.С. Сборник задач по физике. /Г.С.Лукина. – Хабаровск.: Издательство ХГТУ, - 1994.-151с.
  3. Фирганг, Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М.: Высшая школа. -1977.-351с.
  4. Балаш, В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.- 211с.
  5. Хендель,А. Основные законы физики./Альфред Хендель. М.: Издательство физ.-матем.литературы, -1958. – 276с.
  6. Александров Д, «Векторные уравнения в кинематике» журнал «Квант» № 2 1991г., стр. 59
  7. Бодик В.А. Стрешинский И.Я. «О графическом способе решения некоторых физических задач», журнал «Квант» №4, 1987г., стр. 49.
  8. Зильберман А.Р.«Расчет электрических цепей» журнал «Квант» № 8 1989 г., стр. 58.




Комментариев нет:

Отправить комментарий