Творческое проектирование
В
последние два десятилетия происходит
значительная перестройка системы
образования, связанная с изменением
приоритетов в общих целях образования
и появлением новых образовательных
технологий.
Основной целью обучения становится развитие самого учащегося как личности, его способностей, его творческого потенциала. Такая позиция ведет к принципиальным изменениям в подходе к обучению, в характере взаимодействия ученика и учителя с тем, чтобы ученик действительно стал субъектом учебного процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность обучающихся, а не преподавание.
Поэтому задача современного обучения и образования в целом состоит скорее не в том, чтобы сообщить обширные знания, гораздо важнее привить и развить умение самостоятельно учиться и совершенствовать свои знания, а также осмысливать и оценивать свои действия. Таким образом, установка на усвоение знаний и умений преобразуется из цели в средство её достижения, необходимую ступень в развитии личности.
Работаю педагогом 35 лет и постоянно задаю себе вопрос: «Как
быть актуальной для своих учащихся и
коллег?». Анализируя свою работу, постоянно стараюсь быть в
состоянии творческого поиска.
Основной целью обучения становится развитие самого учащегося как личности, его способностей, его творческого потенциала. Такая позиция ведет к принципиальным изменениям в подходе к обучению, в характере взаимодействия ученика и учителя с тем, чтобы ученик действительно стал субъектом учебного процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность обучающихся, а не преподавание.
Поэтому задача современного обучения и образования в целом состоит скорее не в том, чтобы сообщить обширные знания, гораздо важнее привить и развить умение самостоятельно учиться и совершенствовать свои знания, а также осмысливать и оценивать свои действия. Таким образом, установка на усвоение знаний и умений преобразуется из цели в средство её достижения, необходимую ступень в развитии личности.
Ежедневно стараюсь найти новые методы и средства обучения,
способствующие развитию интереса к
предмету и занятиям, соответствующие
особенностям контингента нынешних обучающихся, помогающие слабым учиться,
воплощающие в себе идеи высокой взаимной
требовательности и уважения, опирающиеся
на возросшую самостоятельность ребят
и, наконец, значительно расширяющие и
обогащающие методический арсенал,
поскольку известно, что постоянство –
враг интереса.
Деятельность
субъектов процесса проектирования на
различных его этапах
таблица 1
№ п/п
|
Этапы
|
Задачи
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
педагога
|
1
|
Начинание
|
Определение
темы, уточнение целей, исходно положения.
Выбор рабочей группы
|
1.Уточняют
информацию
2.Обсуждают
задание
|
1.Мотивирует
учащихся
2.Объясняет
цели проекта
3.Наблюдает
|
2
|
Планирова
ние
|
Анализ
проблемы. Определение источников
информации. Постановка задач и выбор
критериев оценки результатов. Ролевое
определение в команде
|
1.Формируют
задачи
2.Уточняют
информацию (источники)
3.Выбирают
и обосновывают свои критерии успеха
|
1.Помогает
в анализе и синтезе (по просьбе)
2.Наблюдает
|
3
|
Принятие
решения
|
Сбор
и уточнение информации. Обсуждение
альтернатив («мозговой штурм»). Выбор
оптимального варианта. Уточнение
планов деятельности
|
1.Работают
с информацией
2.Проводят
синтез и анализ идей
3.Выполняют
исследование
|
1.Наблюдает
2.Консультирует
|
4
|
Выполнение
|
Выполнение
проекта
|
1.Выполняют
исследование и работают над проектом
2.Оформляют
проект
|
1.Наблюдает
2.Советует
(по просьбе)
|
5
|
Оценка
|
Анализ
выполнения проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач) и причин
этого. Анализ достижения поставленной
цели
|
Участвуют
в коллективном самоанализе проекта
и самооценке
|
1.Наблюдает
2.Направляет
процесс анализа (если необходимо)
|
6
|
Защита
проекта
|
Подготовка
доклада; обоснование процесса
проектирования, объяснение полученных
результатов. Коллективная защита
проекта. Оценка
|
1.Защищают
проект
2.Участвуют
в коллективной оценке результатов
проекта
|
Участвует
в коллективном анализе и оценке
результатов проекта
|
I
Постановка задачи
II
Пути решения
III
Самостоятельные действия, составление
графика выполнения работ, накопление
теоретического материала, его оформление
IV
Сравнение полученного с требуемым
V
Оценка результата
В презентации "Цвет и свет моей квартиры" раскрыты вопросы проекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий